Церковная вышивка

Реставрация плащаницы

Для меня полной неожиданностью было предложение поработать над реставрацией плащаницы. Точнее, это была даже не просьба. Просто к нам обратились за советом: «Как быть?». Юлия Петровна, бухгалтер храма Всех Святых, неоднократно обращалась к вышивальщице Наталье К. и просила провести реставрацию плащаницы. Но Наталья никак не могла решиться взяться за эту работу, так как раньше ничего подобного не делала. Она обратилась за советом к нам, пытаясь объяснить суть работы. Но, не видя проблему, судить о ней сложно, и мы решили пойти в храм Всех Святых и на месте посмотреть, в чем дело. Мы увидели деревянную икону Богородицы с писаным ликом и ризой из темно-сиреневого бархата. Лежала икона на вышитом плате (пелене) размером примерно 60*60 см. Пелена явно прежде имела другое назначение (возможно, это было украшение под иконой). Бархат ризы Богородицы и пелена сильно обветшали и действительно нуждались в реставрации.

лплп ывв

В тот же день мы забрали икону и пелену домой к Наталье К. и  составили план предстоящей работы:  о.Александр отреставрирует масляную живопись (лик Богородицы), Наталья К. сделает эскиз ризы и нимба в полный размер, Ольга Н. адаптирует узор из парчи и блесток со старой плащаницы к размерам новой работы (пелена была квадратной, а новую решили сделать прямоугольной). Закупили парчу и бархат, заказали специальные большие пяльцы, и работа началась.

Вышивка вообще занятие кропотливое, а уж церковная вышивка в особенности. Работа двигалась медленно. Кроме того, мастерицам мешали препятствия – не хватало некоторых материалов (в частности, крупных блесток, которыми оформлены вышитые цветы), и их пришлось делать самим из подручных материалов. Какое-то время Ольга и Наталья не видели работ друг друга и волновались, подойдет ли результат друг к другу (они работали в разных техниках). На последнем этапе побоялись не уложиться в сроки (что странно, временем их никто не ограничивал), поэтому решили серафимов по углам пелены пришить готовых и текст тропаря сделать более простым, но доступным способом.

Но все проблемы разрешились, и отреставрированная плащаница предстала перед нами еще краше, чем была. Сейчас она находится на прежнем месте, в храме Всех Святых.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Небольшое дополнение о церковной вышивке и карачевских мастерицах (послесловие)

Церковная вышивка, сестра иконописи, сейчас возвращается из полного забвения. «Иконопись нитью» возрождается в основном в монастырях и, частично, энтузиастами в больших городах. При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре есть курсы и мастерские церковного шитья. Одна из наших землячек, Елена, окончила Свято-Тихоновский Богословский институт (факультет Церковных художеств, кафедра церковного шитья) и принимала участие в создании саккоса для патриарха Алексия II к 2000-летию христианства (копия саккоса Фотия). Об этой работе был снят фильм «Священницы твои облекутся в правду». Сейчас Елена работает дизайнером в «Софрино». Вышивки Ольги Н. есть в храме Воскресения в с.Бережок – закладка на Евангелие, Иоанн Богослов. Оплечье фелони с вышитым «Вознесением» в Белобережской, там же – закладки (Николай Чудотворец и Троица). Дома у Ольги есть вышитая ею икона Богородицы.       О реставрации плащаницы и о карачевских вышивальщицах рассказал Александр .

фильм «Иконопись нитью»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *