Трехдневное пребывание на Валааме (год 2011)

Прибыли в город Сортавала  поздно ночью, предварительно посетив часовенку Серафима Вырицкого под Питером, а также Введено-Оятский  и Александро-Свирский  монастыри.
Утром дождались посадки на метеор, отчалили, и начался наш путь на остров, занявший примерно сорок минут. (Надо отметить, что обратный путь уже не на метеоре, а на «тихоходе» занял почти два с половиной часа).
В средней части метеора – корабля на подводных крыльях – есть открытая смотровая площадка, куда я немедленно выскочил с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть всё, что приглянется. И конечно позвал с собой «своих» карачевцев, с которыми мы присоединились к паломнической группе из Брянска.
Не успели опомниться, как оказались на причале острова, где нас «подхватила» экскурсовод, Табанюхина Елена Игнатьевна, прикрепленная к нашей группе на трое суток нашего пребывания на Валааме. Экскурсия началась практически сразу с причала.
Нас повели в мансардную гостиницу, где нам предстояло провести две ночи. Разместившись и выслушав правила распорядка, мы вышли к «Главной усадьбе» — так называют главный храм монастыря и расположенные рядом два «каре» из храмов, гостиницы, трапезной и других построек.
Итак, день первый: осмотр центральной усадьбы, выступление перед нами валаамского хора (но не монашеского, а из мирян). Затем обед, после которого, не дав нам отдышаться, нас посадили в «ПАЗик» и – на маршрут…
Возможно,  один из самых протяженных  пеших маршрутов — «Новый Иерусалим».
Довезли нас до пристани в Никольской бухте. Там невдалеке находится Воскресенский скит. Храм Воскресения двухэтажный, в нижнем имитация кувуклии (как в иерусалимском Храме Гроба Господня), а в верхнем храме очень интересный иконостас – керамический.

От Воскресенского храма дорога идет по заданному маршруту. Экскурсовод что-то рассказывает, мы топаем. (Говорили, что маршрут несколько километров, но мы отшагали, наверное, несколько десятков). Природа для нашего глаза необычная – деревья цепляются за скалы. Воздух влажный, тепло, грибы вдоль дорожек…

На протяжении всей дороги расставлены поклонные кресты, часовни. Мы прошли мимо Гефсиманского скита, горы Элион , Вознесенской часовни, Коневского скита. Подошли к монастырской ферме, откуда нас (не очень приятный момент – за дополнительную плату) довезли до трапезной.

Совершая эту пробежку, на одном из поворотов мы увидели скрипачку, что показалось странным и непривычным. Экскурсовод рассказала нам, что это замечательный творческий человек, зовут ее Елена Груздева, и вечером после трапезы она может выступить перед нами в мансардной гостинице.

Вечером я, хоть и сильно устал, вышел посмотреть ее выступление и вскоре пожалел, что свою фототехнику оставил в келье. Елена выступала, рассказывала, пела под гитару, читала стихи, написанные ее мужем, Сергеем Груздевым – артистизм потрясающий!

Концерт кончился, но до комендантского часа еще было далеко. Мы  попили чайку (благо, в коридоре гостиницы всё для этого приспособлено), и нам с карачевскими паломниками пришла в голову идея – а не пройтись ли нам? Ведь не спать же мы сюда приехали, в самом деле!
Вооружившись фонариками, я и еще три паломницы вышли на неосвещенную пристань. Прошли несколько сот метров по дороге, огибающей залив, и, побоявшись не успеть до начала комендантского часа, вернулись на пристань…
День второй: после завтрака нас отвезли к Скиту Всех Святых. Огибаем его, идем по живописнейшей дороге к Смоленскому скиту, затем возвращаемся. Красота кругом такая, что сердце замирает!

После обеда мы посетили монастырское кладбище и Никольский скит.

И вот оно – долгожданное посещение богослужения! Наше присутствие на острове совпало с праздником Воздвижения, так что нам посчастливилось побывать на праздничной службе. Служба началась в четыре часа вечера, а закончилась в первом часу ночи; проходила она в нижнем храме собора. Впечатление непередаваемое, больше такого не приходилось слышать нигде и никогда! Всё, что надо петь – пелось, и пелось стройно, даже обиходные песнопения переработаны под самобытный валаамский распев. Нижний храм не освящается электричеством (ну, почти не освящается – в алтаре замечена лампочка). Центральное трехъярусное паникадило зажигали как ёлку, увешанную свечами: послушник при помощи длинного шеста с прикрепленной к нему горящей свечкой. Два других паникадила были с лампадами. Ощущение, как будто попал в прошлое, в какой-то древний храм!

День третий, в отличие от предыдущих, дождливый и ветреный. Запланированная на этот день водная прогулка на остров Святой, где подвизался Александр Свирский, была отменена. Посетили праздничную литургию (ловлю себя на мысли, что, представится возможность посетить остров еще раз, то каждый день буду на службах, а в промежутках побегаю по окрестностям – есть еще места, где не был). Из-за отмененного посещения острова Святой нас продержали в верхнем Храме, рассказывая разные истории из жизни острова Валаам.
Воспользовавшись свободным временем, еще раз сводил «своих» карачевцев к часовне Покровской. Чтобы до нее добраться, нужно спускаться по лестнице вдоль отвесной стены. Страшновато немного, но вид оттуда открывается замечательный.

К шести часам вечера мы вышли с вещами на причал. И тут мне несказанно повезло: к нашей группе подошла Елена Груздева. Она принесла для кого-то диск, и я тут же подскочил к ней с вопросом: «А песня «Черные всадники» там есть?.. а где ее можно найти?» На что Елена ответила: «А у вас есть, на что записать?» Ну конечно есть! Мы зашли в часовню, и там Елена Груздева напела, а я записал песню «Знамение» («Черные всадники небо затмили…»).

И вот – обратный путь. Два с половиной часа на «тихоходе» и – «Привет, Сортавала! Привет, автобус!», придорожные торговцы клюквой, вечерний Брянск и долгожданный Карачев.
Путешествие закончилось, но что-то тянет на остров, который успел стать таким родным…
О поездке на остров Валаам вспоминал  Александр Н, записала рассказ М.Казанцева. Фотографии Александр Н.